«Кнут, пряник и протест»: Психолог Ольга Згордан о том, почему с детьми не работает классическая мотивация

Нередко для мотивации ребенка родители прибегают к классическим методам - давление, наказание, сравнение с другими, денежные поощрения. Однако эффект от подобного рода воздействий из вне имеет лишь кратковременный характер. Таково мнение психолога, тьютора и профориентолога в онлайн-школе «Фоксфорд» Ольги Згордан.
В беседе с изданием «Южный Федеральный» специалист поделилась советами более эффективной мотивации ребенка.
Первое, на что обратила внимание Ольга Згордан, мотивация должна исходить из личного интереса ребенка. Если он заинтересован в том, чем занимается, то никакая внешняя стимуляция не требуется в принципе.
- Особенно важен именно внутренний стимул в подростковом возрасте, когда ребенок склонен из протеста отторгать все, что предлагают взрослые. Поэтому в случае с подростками классические методы вроде денежных поощрений просто не сработают, - подчеркнула специалист.
Поэтому, если ребенок утратили интерес к какому-либо занятию, то единственным верным способом мотивации будет вернуть этот интерес заново. Иные методы не сработают.
Отрицательная мотивация в виде наказания или принуждения не просто не эффективна, она может быть даже опасной. Такой подход может сформировать у ребенка тенденцию на избегание неудач.
- В результате у детей появляется страх сделать что-либо самостоятельно. Они либо ждут помощи, либо выбирают и вовсе не делать ничего. В такой ситуации может помочь полная перестройка системы воздействия - отказ от дисциплинарных мер и поддержка исключительно положительным подкреплением, - подчеркнула эксперт.
В вопросе поддержания заинтересованности ребенка важно учитывать его личностные качества, состояние здоровья, темперамент, особенности нейроотличий, если таковые имеются. Это важно, так как мотивация ребенка-флегматика и подростка с СДВГ будет зависеть от совершенно разных факторов.
- Поэтому необходимо сначала понять, как работают эти механизмы в конкретных случаях, какие есть нюансы, и только потом выстраивать алгоритм действий по поддержанию заинтересованности детей, - рекомендует Ольга Згордан.
Еще один важный момент, который отметила специалист, это личный пример, разговоры с ребенком и создание смысла учебы. Важно не просто сказать ребенку, что это надо сделать, необходимо объяснить зачем это нужно.
- Например, чтобы лучше понимать мир вокруг себя, быть самостоятельным и добиваться своих целей, - привела пример психолог.
Нередко детей вдохновляют истории о личных достижениях родителей. Например, о том, как его знания помогли в решении сложных жизненных вопросов и расширили горизонты возможностей.
- Самое простое, что можно сделать для формирования и поддержания мотивации - лучше узнать своего ребенка: как устроена его психика, какие сферы ему интересны, каковы его возможности, способности, навыки, - отметила специалист.
Если родитель поймет эти тонкости и особенности, то поймет, как ему действовать. Крайне важно прислушиваться к ребенку, любить и хвалить его, принимать таким, какой он есть, не пытаясь переделать. Это и сесть самый надежный механизм мотивации, резюмировала психолог.
