Эксперт Евгений Пен рассказал, куда движется книжный мир в России

26/08/2025 - 05:55
Фото: 

Книга больше не ограничена бумажным форматом: она живет в смартфонах, на платформах аудиоконтента и в социальных сетях. Это создает уникальные условия для авторов, но вместе с тем повышает требования к защите прав.

Еще десять лет назад писательский успех был доступен немногим. Чтобы попасть на прилавки, приходилось проходить длинную цепочку согласований с редакторами и издателями. Сегодня ситуация изменилась: произведение можно опубликовать самостоятельно, и уже на следующий день оно способно выйти в топ продаж цифровых площадок. Как сегодня обстоят дела в книжном мире и как писателям обезопасить себя, рассказал «Южному Федеральному» руководитель онлайн-сервиса для надежной фиксации авторских прав на любые виды интеллектуального труда ЕДРИД Евгений Пен.

С конца пандемии книжный рынок переживает не кризис, а структурную перестройку. В России бумажные тиражи растут значительно медленнее, чем денежная выручка, а цифровые форматы становятся основной точкой роста. Подписка, аудиокниги и маркетплейсы вытесняют традиционные каналы продаж. Автору больше не обязательно ждать решения издательства, можно выйти на аудиторию напрямую и управлять процессом публикации самостоятельно.

С января по июнь 2025 года суммарный тираж выпущенных изданий (книг и брошюр) составил 172,5 млн экземпляров против 169,6 млн в первые шесть месяцев 2024 года. Это подтверждает, что рынок остается живым и активным, отметил наш собеседник.

В первой половине 2025 года зарегистрированы издания, переведенные с 72 языков народов мира, в том числе с 59 языков народов РФ. Среди таких изданий лидируют книги с английского языка (4189 изданий), далее следуют французский (690), немецкий (519), японский (350) и итальянский (229).

Среди издательств наибольший тираж имеет «Просвещение» (61 млн экземпляров), затем идут «Эксмо» (22 млн), АСТ (16,8 млн), «Азбука-Аттикус» (7,7 млн) и «Экзамен» (7,1 млн). Среди авторов художественной литературы лидирует Анна Джейн, за ней Федор Достоевский и Гэнки Кавамура. В детской литературе первыми остаются Корней Чуковский, Елена Ульева и Александр Волков.

Эксперт обозначил тренды 2025 года в книжном мире:

  • Рост аудиоформатов. К 2030 году мировой рынок аудиокниг, по прогнозам, достигнет $35 млрд против $5–6 млрд сегодня.
  • Подписные модели в лидерах. В 2024 году в России на подписки пришлось 42% цифрового рынка (+72 % за год).
  • Маркетплейсы как основной канал продаж. Ozon, Wildberries и другие платформы обгоняют книжные магазины по объемам реализации.
  • Социальные сети как фактор успеха. TikTok и другие платформы формируют бестселлеры, выводя новых авторов в лидеры продаж.
  • Самиздат в цифре. До 50% цифрового рынка в России занимают книги, выпущенные в формате самопубликации.
  • Автор как бренд. Помимо книг, источниками дохода становятся подкасты, аудиоверсии, мерч и эксклюзивный контент.

Евгений Пен осенил перспективы авторов в 2025 году. Ситуация на рынке дает авторам больше возможностей, чем когда-либо:

  • можно публиковать произведения без посредников;
  • запускать продажи в короткие сроки;
  • строить собственную медийную экосистему;
  • развивать дополнительные форматы: аудиокниги, подкасты, видеоконтент; 
  • работать с аудиторией напрямую через социальные сети и подписные платформы.

Издательства, в свою очередь, активно ищут авторов, уже набравших популярность в интернете, отметил он.

Рост цифрового сегмента повышает риск пиратства: произведение может быть скопировано, переиздано под чужим именем или распространено без разрешения. С 2025 года в России действует обновленный закон:

  • любое несанкционированное использование признается нарушением;
  • штраф от 10 000 рублей, компенсация — до 10 млн рублей;
  • ответственность может быть взыскана с каждого участника незаконного распространения.

Для защиты прав необходимо зафиксировать авторство до публикации. Единый депозитарий результатов интеллектуальной деятельности (ЕДРИД) — это онлайн-сервис, позволяющий быстро и официально зарегистрировать авторство на произведение. Сервис подходит для фиксации любых объектов: текстов, музыки, иллюстраций, программного кода и т.д.

2025 год — это время, когда автор может одновременно быть писателем, издателем и продюсером собственных произведений. Развитие цифровых каналов дает доступ к мировой аудитории, а такие сервисы как ЕДРИД позволяют надежно защищать интеллектуальную собственность. В этих условиях возможности для творческого и финансового роста во многом зависят от умения сочетать креативность с грамотным правовым обеспечением, заключил Евгений Пен.

Автор: Алиса СЕЛЕЗНЕВА