Эксперты компании EasyStaff выяснили, как фрилансеры ищут клиентов

20/08/2025 - 14:01
Фото: 

В августе 2025 года компания EasyStaff опросила 550 фрилансеров (342 дизайнера и 208 IT-специалистов). Эксперты хотели выявить связь между грейдом специалиста, способами поиска заказов и уровнем удовлетворенности своей работой. Результатами опроса аналитики поделились с редакцией сайта «Южный федеральный».

Поиск клиентов

IT-специалисты:

  • junior: 33,3% находят первые заказы через знакомых;
  • middle: с ростом опыта растет интерес к постоянным клиентам (36,6%) и фриланс-биржам (31,75%);
  • senior: интерес к биржам падает, но возвращается у руководителей. Они используют биржи для того, чтобы найти заказы для своей команды фрилансеров.

Дизайнеры

  • junior: форумы (98%), реже – биржи (22%) и портфолио-платформы (16%);
  • middle: соцсети (45,5%), форумы (27%), рост сегмента портфолио-платформ (20%);
  • senior: «сарафанное радио» (23,08%), портфолио-платформы (21,79%), минимальное использование бирж (8,97%).

При этом руководители для поиска клиентов почти не используют портфолио-платформы и биржи. Для них приоритетом являются рассылки, сайты и личные связи.

Общие тенденции

IT-специалисты чаще используют 1-2 канала привлечения клиентов, дизайнеры – до 5. Middle-специалисты – самые разносторонние. Руководители чаще используют более 2 каналов. Большинство фрилансеров (40,75%) используют один канал, 35,5% – два.

Тенденции выбора площадок:

  • junior ориентируются на знакомые и доступные локальные биржи;
  • middle/ senior работают как на международных, так и на локальных биржах;
  • senior 21,28% выбирают более специализированные платформы в зависимости от ниши, в которой работают;
  • руководители активно используют как локальные, так и международные биржи.

Особенности выбора

С ростом опыта фрилансеры стремятся к международному рынку, где выше ставки и интереснее проекты:

  • senior-специалисты (35,38%) чаще фокусируются на одной бирже, где вкладываются в развитие и продвижение профиля;
  • junior и middle-специалисты чаще работают на нескольких биржах, находясь в поиске подходящих площадок и заказчиков и развивая профили.

Грейд и удовлетворенность

Количество клиентов и доход не всегда определяют удовлетворенность. Эти факторы связаны друг с другом и у дизайнеров, и у IT-специалистов.

Для айтишников: лучше меньше клиентов, но дольше работа с ними. Большинство из них (более 50% в каждом грейде) работают с одним клиентом в месяц. Более 10 клиентов в месяц чаще всего встречаются у руководителей (16,6%), работающих как агентство-подрядчик. Junior-специалисты чаще работают с 2-5 клиентами (42,86%), что помогает им набрать опыт.

Для дизайна не так однозначно, но считается, что больше клиентов – больше возможностей. Специалисты в этой сфере, в отличие от программистов, чаще работают с 2-5 клиентами. С ростом грейда работа с одним заказчиком становится менее типичной. При этом senior-специалисты и руководители (27% и 46,6% соответственно) имеют наибольшее количество клиентов (от 5 и выше).

Скорость работы

У IT-специалистов:

  • junior и middle решают задачи быстро;
  • senior и руководители тратят больше времени (неделя и более), так как задачи усложняются.

В дизайне:

  • у начинающих работа над заданием часто занимает часы;
  • у senior чаще встречаются ответы «неделя и более»;
  • руководители часто тратят на проекты 2-5 дней или неделю.

Где выше удовлетворенность

Удовлетворенность фрилансом в IT-области растет с опытом. В дизайне этот показатель стабилизируется по достижении определенного уровня, но иногда требует пересмотра стратегии.
IT-специалисты, работающие с одним постоянным клиентом, испытывают большую удовлетворенность благодаря стабильности и равномерной загрузке.

В дизайне удовлетворенность растет до уровня senior, затем стабилизируется, намекая на насыщение.

Подводя итоги опроса, аналитики EasyStaff пришли к тому, что универсального рецепта успеха нет ни в одной из профессий. Здесь важнее умение адаптироваться к рынку, а также стремление к экспериментам и развитию навыков.

Автор: Наталья Гетьманенко