Адвокат Рахманова объяснила, почему суд не разлучает детей с матерью

Суд не решает эмоциональные конфликты, а лишь создает юридические рамки. В России у матери больше прав на воспитание детей. Это не прихоть отдельного судьи, а решение, основанное на международных нормах и многолетней практике. Об этом сайту «Южный федеральный» рассказала адвокат по семейному праву юридической компании Stepanov Group Инна Рахманова.
Она напомнила, принцип №6 Декларации прав ребенка, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН от 1959 года, говорит, что малолетний ребёнок не должен быть разлучен со своей матерью, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства. Суд исходит из простой идеи: малыш психологически и физически к ней больше привязан. Разлучать их можно только в самых крайних случаях: если женщина страдает алкоголизмом, наркоманией, у нее есть психическое заболевания, имелся факт доказанного насилия.
Адвокат обратила внимание на то, что материнство – главный козырь. Отсутствие у матери собственного жилья или официальной работы – не причина оставлять ребенка с отцом. Суд рассуждает так: мать может снимать жилье, жить с родителями или получать помощь от государства. Главное, чтобы была крыша над головой и уход. Материнская любовь и забота для суда часто ценнее высокого заработка отца.
Отцу нужно иметь веские аргументы, чтобы обратиться в суд. Если он хочет, чтобы ребенок остался с ним, простых доводов вроде «у меня больше денег» или «у нее маленькая квартира» недостаточно. Папе придется доказать, что с мамой не все в порядке. Нужна справки из диспансера, протоколы из полиции, свидетельские показания о том, что мама жестоко обращается с детьми. А это сложный, долгий и эмоционально тяжелый процесс.
Правозащитница отметила, что сотрудники органов опеки не являются третьей стороной, но их заключение является обязательным этапом. Специалисты проверят, есть ли у ребенка кровать, еда и место для уроков. И вместе с тем их мнение для суда не является решающим, это лишь одно из доказательств, которое суд может принять во внимание. Судья может не согласиться с мнением опеки, если другие доказательства говорят об обратном.
«Понимание этих правил – ключ к выбору стратегии. Очень часто силы, потраченные на сбор справок и судебные заседания, можно было бы направить на поиск мирного компромисса», – подчеркнула Инна Рахманова.
Она также рассказала, как документально закрепить договоренности о детях между бывшими супругами.
По словам адвоката, многие, желая сохранить мир, идут к нотариусу и подписывают соглашение о детях. Это кажется простым и цивилизованным решением. Но здесь есть один важный нюанс, о котором мало кто знает: нотариальное соглашение – обещание, а решение суда – закон.
Например, родители подписали все необходимые документы о том, что ребенок живет с мамой. А папа в один прекрасный день решил это проигнорировать и забрал малыша к себе. Нотариальное согласие не будут рассматривать судебные приставы: такой документ не дает права на принудительное исполнение. Матери придется снова идти в суд, но уже с иском о нарушении соглашения. Это долго и сложно.
Совсем другая история, когда есть решение суда. Если вторая сторона нарушает его, вы сразу получаете исполнительный лист. С этим листом можно смело обращаться к судебным приставам. Они обязаны найти ребенка и вернуть его тому родителю, с кем он должен проживать по решению суда.
Вариант с посещением нотариуса подойдет, только если вы стопроцентно доверяете второй стороне и уверены, что конфликтов не будет. Во всех остальных случаях, особенно если есть хоть малейшие сомнения, необходимо получить решение суда.
