В СССР хотели производить свой Transporter, но проект ЗАЗ не прошел

ЮФ
В середине 60-х годов в СССР разрабатывалась линейка малотоннажных грузовых автомобилей, спроектированных на базе "Запорожца". Проект должен был стать отечественным ответом на востребованные импортные модели, такие как Volkswagen Transporter. Целью выступало восполнение потребности в стране в компактных машинах для доставки товаров в городских условиях.
Конструкторское бюро Запорожского автозавода приступило к созданию грузовой платформы уже в 1961 году, сразу после начала серийного производства легкового ЗАЗ-965, пишет "За рулем". Вдохновленные успехом зарубежных фургонов с задним расположением двигателя, инженеры разработали несколько экспериментальных моделей. В период с 1962 по 1963 год было собрано шесть опытных экземпляров с различными типами кузова, включая цельнометаллический фургон ЗАЗ-970, пикап ЗАЗ-970В и даже семиместный грузопассажирский минивэн ЗАЗ-970Б. Грузоподъемность этих автомобилей составляла порядка 400 килограммов.
В техническом плане новые модели были максимально унифицированы с серийным "Запорожцем". Они использовали его независимую подвеску и силовую установку. Модернизированный двигатель мощностью 27 лошадиных сил обеспечивал максимальную скорость до 75 км/ч, что считалось достаточным для городской эксплуатации. Однако советская разработка имела существенный недостаток: крупный V-образный двигатель занимал много пространства и требовал высокого пола в грузовом отсеке. В этом заключалось отличие от более компактных оппозитных двигателей зарубежных конкурентов.
Одновременно велись работы над полноприводной версией под кодовым названием ЗАЗ-971, которую рассматривали для нужд армии. Был создан упрощенный грузопассажирский вариант с тентом. Однако этот автомобиль с задним расположением двигателя вступил в конкуренцию с перспективной разработкой с передним расположением двигателя, будущим ЛуАЗ-969. В ходе сравнительных испытаний ЗАЗ-971 уступил по нескольким параметрам, включая меньшую практичность грузового отсека. В итоге проект полноприводного автомобиля свернули.
Несмотря на неудачу с полноприводной версией, завод не отказался от планов по производству моноприводных грузовиков семейства ЗАЗ-970. Их планировалось запустить в производство уже в 1966 году. Но все финансовые и производственные ресурсы были перенаправлены на запуск новой легковой модели – ЗАЗ-966. В итоге амбициозный проект по созданию грузовых "Запорожцев" был окончательно закрыт. К сожалению, ни один из уникальных прототипов не сохранился до настоящего времени.