Эксперт Хорошилов: нелегальные лесозаготовители «пилят» доллары через программы ООН

ЮФ
Защита лесов стала новой мировой валютой, привлекающей «фальшивомонетчиков». Основатель экологического сервиса «Сохрани Лес» Андрей Хорошилов в беседе с «Южным Федеральным» рассказал, как нелегальные лесозаготовители «пилят» углеродные единицы на миллионы долларов. И все благодаря программам ООН.
Скандальные факты всплыли после изучения 36 проектов REDD+, одной из экологических программ ООН по «сокращению выбросов, обусловленных обезлесением и деградацией лесов в развивающихся странах». Особое внимание журналистов Reuters привлек бразильский лесоруб Рикардо Стоппе-младший. Именно ему вменяют нелегальную лесозаготовку и подделку документов через два REDD-проекта. Предприниматель сумел освоить на «защите лесов» около 15 млн долларов в виде углеродных единиц.
Методология REDD+ описывает проекты по управлению уже существующими лесами и недопущению их вырубки. В результате исполнения таких инициатив предотвращаются выбросы парниковых газов, которые могли бы произойти при уничтожении деревьев. Эффективность предотвращения выбросов измеряется в углеродных единицах, где каждая единица соответствует одной тонне СО2-эквивалента.
Углеродные единицы необходимы для оценки эффективности экологических программ корпораций и даже целых государств. Именно инициативы по управлению уже существующими лесами оказалась в центре громкого скандала. Расследование показало, что бразильские проекты методологии REDD+ финансировались компаниями, запятнавшими репутацию незаконной вырубкой лесов Амазонки, а расчет «недопущенных» выбросов был сильно завышен.
Как выяснилось в ходе расследования, ключевую роль в проектах по защите «легких нашей планеты» — бассейна реки Амазонки в Бразилии — играют лица и компании, ранее наказанные за незаконную вырубку леса. Журналисты выяснили, что более двух третей проектов одной из «лесных» экологических программ ООН связаны с людьми, которых уже наказывали за нелегальную вырубку, подделку документов и транспортировку древесины без учета.
В документах схема REDD+ выглядит почти безупречно: международные корпорации и инвесторы платят за сохранение тропических лесов, а местные общины и лесопользователи получают финансовую поддержку в обмен на отказ от вырубки. В реальности проверка таких проектов часто сопряжена с трудностями - не всегда можно точно определить, действительно ли лесозаготовители «спасли» лес от вырубки.
«Сопоставить «базовую» линию, описывающую судьбу участка без вмешательства механизмов сохранения лесов, и «проектную» линию, демонстрирующую эффект в сравнении с «бездействием» базовой линии – основной этап в разработке всех экологических проектов. Описание сценария «что было бы без проекта» должно быть максимально реалистичным, но проектные команды зачастую рисуют самые ужасающие последствия. В то же время сценарии вмешательства «на бумаге» декларируют полную неприкосновенность лесов, что тоже не всегда соответствует реальности», – отметил Андрей Хорошилов.
По словам эксперта, итогом махинаций стали брошенные на произвол судьбы сотни гектаров тропических лесов. Наибольшая часть углеродных единиц, полученных в результате таких проектов, могут существовать только на бумаге, отметил эксперт.
Именно в эту уязвимость и попало недавнее расследование. Мало того, что некоторые проекты REDD+ по управлению лесами в Бразилии оказались связаны с компаниями и лесопромышленниками, которых однажды уже уличили в незаконной вырубке, — так ещё и расчет объемов «сохраненных» выбросов оказался многократно завышен. «Фальшивыми» были признаны сотни тысяч углеродных единиц на миллионы долларов. Средства, выделенные на реализацию эко-проектов, оказывались в руках тех, кто десятилетиями уничтожал «сохраняемые» леса.
Основатель эко-сервиса «Сохрани Лес» Андрей Хорошилов констатировал, что явных примеров манипуляций с углеродными проектами в России или Белоруссии не зафиксировано. В России в настоящий момент идут активные обсуждения законодательной инициативы в области лесного углеродного учета.