Александр Чикин: Как говорить с детьми об экологии, чтобы привить любовь к природе

Лесные пожары, наводнения и прочие природные бедствия всё чаще мелькают в лентах новостей — и даже малыши впитывают эти тревожные сигналы. Психологи отмечают, что дети нередко получают фрагментарную информацию об экологических кризисах, подслушав разговоры взрослых или увидев ролик в интернете, а затем пытаются разобраться самостоятельно. Неудивительно, что уровень эмоционального стресса у них порой высок: от тревоги и злости до паники.
Как правильно разговаривать с ребёнком, не вызывая паники и не замалчивая проблему? Как обсуждать с детьми экологию, леса, вырубку и климат так, чтобы не напугать, а вдохновить на заботу о природе? Об этом в беседе с “Южным федеральным” рассказал директор по устойчивому развитию экосервиса “Сохрани Лес” Александр Чикин.
По словам эксперта, ребёнку важно получать информацию из надёжного источника — от родителя или учителя, а не из случайных страшилок в сети. Когда дети понимают причину и следствие, они знают, что делать. Тогда климатические проблемы уже не кажутся им такими пугающими. Напротив, без обсуждения дети остаются один на один со своими страхами, которые часто оказываются преувеличенными.
- Экологические кризисы и проблемы на слуху каждый день. Исследования подтверждают, что даже у младшего поколения растёт экотревожность… Такая тревога понятна: ведь нынешние дети будут жить с последствиями изменения климата всю свою жизнь, - поясняет Александр Чикин.
В этой ситуации специалисты рекомендуют признавать сам факт проблем, но не зацикливаться на катастрофичности: чрезмерный акцент на апокалиптических сценариях не приносит пользы, а лишь рождает панику и безнадёжность. Вместо этого нужно показать, что из любой ситуации есть выход и каждый может внести вклад в решение проблемы.
- Разговор об экологии — это хороший способ воспитывать у ребёнка ответственное отношение к ресурсам планеты и связь с живым миром. Обсуждая природу, мы прививаем детям ценности бережного отношения ко всему живому. Такой разговор необходим — чтобы направить их знания в конструктивное русло, - добавляет эксперт.
Разговаривая с ребёнком следует также учитывать его возраст, поскольку дети разного возраста по-разному воспринимают информацию. Малыши (до 6 лет) ещё слишком малы, чтобы напрямую понять такие явления, как изменение климата или вырубка лесов. Поэтому в них нужно стараться воспитать любовь к природе через простые образы и личный пример.
- Играйте на улице, изучайте смену времён года, наблюдайте за бабочкой или божьей коровкой. Так дети с малых лет учатся радоваться природе, а не бояться её проблем. При этом ребёнку необходимо говорить, что взрослые защищают его мир. И в этом случае личный пример бережного отношения к природе - лучшее средство, - советует специалист.
Младшие школьники (7-10 лет) уже способны понять простые научные факты и многие причинно-следственные связи. Примерно с этого возраста у них формируется более широкий взгляд на мир, и они начинают интересоваться: почему тают ледники, куда исчезает лес, что делают с отходами?
- В этом возрасте дети наверняка что-то слышали об экологии — спросите сначала, что им уже известно и откуда они об этом узнали. Говорите честно, но без излишних пугающих подробностей. Этого достаточно, чтобы ребёнок понял суть, не ужаснувшись от сложных деталей, - отмечает Александр Чикин.
В средних классах и старше (11-14 лет) разговор усложняется: здесь важно обсуждать системные процессы и помогать подростку осмыслить глобальную картину. К этому возрасту дети уже получают информацию из множества источников, а порой они в курсе новостей не хуже взрослых.
- Начните беседу с вопросов: что ты думаешь об этом? Как ты себя чувствуешь, когда слышишь такие новости? Дайте подростку высказаться. Смело делитесь и собственными чувствами, но сохраняйте оптимизм. В этом возрасте лучше уйти от позиции всезнающего лектора. Напротив, слушайте больше, чем говорите, и общайтесь на равных, - делится мнением Александр Чикин.
По словам эксперта, говоря с ребёнком об экологии, важно избегать языка страха и вины.
- К сожалению, некоторые взрослые (и даже педагоги) пытаются воздействовать на детей мрачными прогнозами и нравоучениями: “Человечество уничтожает планету”, “Вырастешь — не будет чистой воды”. Такой подход не воспитывает ответственное поведение, а наоборот, рождает апатию и отчуждение. Ребёнок, которого запугивают концом света или пристыжают за грехи всего человечества, испытывает либо парализующий ужас, либо чувство вины за то, в чём он не виноват, - поясняет он.
Вместо этого старайтесь разговаривать в нейтральном тоне, не навешивая ярлыков на всё человечество. Да, у нас есть экологические трудности, но у нас же есть и разум, и сочувствие, и мы ищем решения.
- Педагоги подтвердят, что чрезмерный негатив и нагнетание только усиливают панические настроения и чувство безнадёжности. Наоборот, упор на позитивные действия показывает детям, что прогресс возможен и они не беспомощны перед лицом проблем. Гораздо продуктивнее подчеркнуть, что экология — часть нашей жизни и шанс научиться взаимодействовать с миром. Мы ведь часть природы, и наша задача — научиться жить в гармонии, а не в конфликте, - добавляет эксперт.
Как же прививать ребёнку любовь к природе без скучных лекций? Лучший способ вырастить экологичного человека, по мнению специалиста, это дать ему полюбить природу с детства. И для этого недостаточно скучных лекций про глобальное потепление — нужны личные практические переживания. Прогулки по лесу или походы в парк, наблюдение за звёздами или насекомыми, купание в реке — всё это создаёт у детей эмоциональную связь с окружающим миром.
- Попробуйте вместе завести простые эко-привычки: например, покормить птиц зимой, сделать во дворе кормушку и каждый день следить, как в неё прилетают синички. Или посадить дерево на даче — и ухаживать за саженцем, смотреть, как он превращается в крепкий дубок. Такие действия не только радуют ребёнка, но и формируют чувство ответственности за живое, - советует Александр Чикин.
Конечно, никакой поход в лес не даст эффекта, если дома родители транслируют противоположные ценности. Поэтому пример семьи — решающий фактор. Если в доме принято экономить электроэнергию и уважительно относиться к животным, ребёнок впитает эти нормы естественно.
- Делайте, а не только говорите, - подчёркивает эксперт.
Что касается вопросов вырубки леса и изменениях климата, то важно дать ребёнку понять две вещи: почему так происходит и что можно сделать. Стоит пояснять, что вырубки — не всегда зло, потому что они проводятся по правилам. Например, древесина нужна для строительства домов, для мебели, бумаги или в санитарных целях, когда убираются старые или больные деревья. К тому же вырубаемые насаждения должны восстанавливаться. Лесники, волонтёры, экосервисы — все участвуют в посадках деревьев, чтобы вернуть природе зелёное богатство. Даже компании, которые рубят лес, часто сами же и финансируют лесовосстановление.
- Про климат и другие пугающие глобальные вещи тоже говорите спокойно и по делу. Дети зачастую слышат об изменении климата, но могут не понимать масштабов или причин. Объясните наглядно, в бытовых образах, расскажите, что уже заметно, но не нагнетайте: подчеркните, что учёные и хорошие люди по всему миру работают над решением. Кто-то придумывает новые экологичные технологии, кто-то сажает леса, чтобы поглощать углекислый газ, страны договариваются вместе уменьшить выбросы. Обязательно дайте несколько примеров успеха — это придаст ребёнку оптимизма, - советует Александр Чикин.
Также по мнению специалиста полезным будет рассказывать детям о роли государства в формировании заботы об экологии.
- Государство играет большую роль: через образование, просвещение, поддержку экологических инициатив. В России на официальном уровне закреплена необходимость эколого-просветительской работы. Например, федеральные образовательные стандарты прямо предусматривают формирование у школьников основ экологической культуры, а закон об охране окружающей среды обязывает заниматься экопросвещением не только школы, но и СМИ, органы местного самоуправления, учреждения культуры. В регионах реализуется всё больше образовательных проектов, посвященных природе, - поясняет он.
Резюмируя, эксперт подчеркнул, что поддерживая детскую любознательность и доброту к природе, и семья, и школа, и государство работаем над выращиванием поколения, для которого бережное отношение к лесам, рекам и животным станет естественной нормой.
- Дети не должны чувствовать себя беспомощными. Наоборот, важно внушить им чувство влияния: есть проблема, но есть и множество действий, которые помогают и доступны каждому. И тогда наши дети встретят экологические вызовы будущего не с ужасом, а с желанием действовать, знать и менять мир к лучшему, - заключает специалист.
