Владельцам Lixiang в России грозит разорение из-за новой схемы аферистов

28/07/2025 - 13:09
Фото: 

ЮФ

Российские владельцы электрокаров Li Auto китайского производства столкнулись с угрозой цифрового вымогательства. Руководитель «Авилон Электро» Сергей Мелюх сообщил, что в июне дилерская сеть зафиксировала резкий рост обращений от автовладельцев, жалующихся на несанкционированный доступ к их мастер-аккаунтам – цифровым ключам, позволяющим управлять автомобилем через мобильное приложение.

За месяц эксперты были вынуждены переоформить 47 учетных записей, часть из которых оказалась взломана или "украдена" в онлайн-режиме. Злоумышленники, получив контроль над мастер-аккаунтом, фактически берут автомобиль в заложники – удаленно блокируют управление, активируют или деактивируют функции, запускают двигатель, открывают двери и окна. За это они требуют выкуп, сумма которого в среднем составляет около 250 тысяч рублей. Для сравнения, восстановление доступа через официального дилера обойдется в 17–18 тысяч рублей.

Особую обеспокоенность вызывает уязвимость машин, ввезенных в страну через неофициальные каналы и частными лицами в течение последних трех лет. Регистрация аккаунтов таких автомобилей зачастую производилась с нарушениями или привязывалась к чужим китайским номерам телефонов. В результате, злоумышленнику достаточно восстановить контроль над SIM-картой, чтобы получить полный цифровой контроль над транспортным средством.

Мастер-аккаунт – это не просто регистрация в приложении. Это полноценный инструмент дистанционного управления, позволяющий контролировать климат, мультимедиа, обновления программного обеспечения и даже совершать выезд с парковки. В качестве логина используется китайский номер телефона, а пароль высылается в SMS-сообщении. Именно здесь и кроются основные риски.

Существует несколько способов получения такого аккаунта, и каждый из них сопряжен с определенными рисками. Например, физическая SIM-карта может быть оформлена на гражданина Китая, и если прежний владелец или посредник решит восстановить эту SIM-карту, он получит доступ к управлению автомобилем. Более безопасным вариантом является использование виртуальной SIM-карты, зарегистрированной на владельца в приложении Esender. Но и здесь возможны проблемы: владельцы часто забывают продлевать подписку, что приводит к блокировке номера и, следовательно, потере доступа.

Чтобы избежать неприятностей, эксперты рекомендуют при покупке автомобиля самостоятельно регистрировать виртуальный номер на свое имя и избегать использования чужих номеров из непроверенных источников. Также не стоит игнорировать простые правила кибербезопасности - использование двухфакторной аутентификации и надежных паролей. Эти меры - необходимость, а не излишняя предосторожность.

Автор: Елена БЫСТРОВА