Эксперт Ершов объяснил, как родителям эффективно мотивировать ребенка на учебу без давления

Сгенерировано нейросетью Шедеврум
Учебный процесс — это динамичная и комплексная деятельность, мотивация к которой постоянно изменяется. В ходе учёбы ребёнок сталкивается с интересными уроками, общением, хорошим или сложным контактом с учителями, а вне школы на него влияют ежедневные события, определяющие настроение и энергию.
В такой системе нормальны как периоды подъёма, так и трудности. Снижение мотивации встречается у большинства: может пропасть желание учиться, интерес к предметам и к самой школе. Как современным родителям эффективно мотивировать ребенка на учебу и познание, избегая при этом классических методов вроде давления, сравнения с другими или денежных поощрений, рассказал руководитель тьюторской службы Домашней школы Цифриум Даниил Ершов.
В беседе с "Южным федеральным" эксперт отметил, что мотивация бывает внутренней и внешней. Внутренняя связана с интересом ради самого процесса обучения, любопытством, стремлением к мастерству. Внешняя опирается на оценки, похвалу, призы и признание. Внутренняя мотивация даёт глубокие и долгосрочные результаты. Внешняя бывает полезна в краткосрочной перспективе, но не поддерживает устойчивого интереса к учёбе.
В начале учебного года у детей часто проявляется энтузиазм: после летнего отдыха есть силы и любопытство, ожидаются новые учителя, друзья, предметы. Постепенно интерес может сходить на нет, и причины этому разные:
- Эффект новизны исчезает, приходят реальные требования и обязательства.
- Переутомление — насыщенный график, много секций и домашних заданий вызывают усталость и апатию. Высокие ожидания взрослых усиливают стресс.
- Преобладание внешних мотивов: ребёнок не видит личного смысла, если нет быстрого признания и успеха. Ощущение, что учёба — обязанность, а не выбор, снижает интерес.
- На мотивацию и настроение влияют и сезонные изменения.
Чтобы вернуть интерес к учёбе:
- Вместе с ребенком обсуждайте его представления об учёбе. Иногда мотивация связана только с требованиями взрослых — это неустойчиво. В доверительном диалоге попробуйте найти внутренний смысл, который поддержит интерес к отдельным аспектам учёбы.
- Обращайте внимание на области, где у ребёнка сохраняется радость и азарт. Понимание, что приносит удовольствие, открывает точки опоры для мотивации — личный интерес даёт силу двигаться дальше.
- Поддерживайте регулярную позитивную обратную связь. Отмечайте не только успехи, но и усилия. Когда внимание взрослых фокусируется только на результате, у ребёнка формируется ощущение недостаточности, что подрывает уверенность и мотивацию.
- Давайте ребёнку возможность принимать решения, быть субъектом учебного процесса. Свобода выбора в мелочах, активное участие, постановка собственных целей — всё это развивает инициативу и формирует внутреннюю мотивацию.
По словам эксперта, главное — учитывать возраст и постепенно расширять зону ответственности.
Снижение мотивации — нормальная часть учебного пути. Главное — помочь ребёнку почувствовать собственную ценность, субъектность и смысл учёбы, поддерживать баланс между требованиями, поддержкой и возможностью самостоятельных решений, - резюмировал Даниил Ершов.
