Aif вспомнил, как 1925-м в Анкоридже произошло чудо, спасшее жителей Аляски

15/08/2025 - 19:41
Фото: 

ЮФ

На фоне переговоров Владимира Путина и Дональда Трампа вспомнили о том, как в 1925 году в Анкоридже произошло чудо, спасшее жителей Аляски. С тех прошло ровно 100 лет. Подробности тех событий привел «АиФ».

В прибрежном городе Ном, расположенном на берегу Берингова пролива и являющемся одним из ближайших к России поселений на Аляске, разразилась эпидемия дифтерии. Смерти детей следовали одна за другой, создавая реальную угрозу для существования всего населения.

Положение было катастрофическим, единственным средством спасения оставалась противодифтерийная сыворотка. По трагической случайности или халатности, имеющиеся запасы оказались непригодными к использованию из-за истекшего срока годности. Доктор Кёртис Уэлч, единственный врач в округе, попытался применить сыворотку, но дети продолжали умирать.

Подходящих самолетов на Аляске в тот момент не нашлось. Кроме того, погодные условия были абсолютно непригодными для полетов: мороз, достигавший −46 °C, и ветер, порывы которого доходили до 40 км/ч. Подобная погода не фиксировалась в регионе около двух десятилетий.

Ближайшим местом, где находилась спасительная противодифтерийная сыворотка, был Сиэтл, расположенный на Западном побережье США, но доставка оттуда заняла бы слишком много времени. Спасение пришло неожиданно из Анкориджа. В городской больнице случайно обнаружили 300 тысяч единиц противодифтерийного антитоксина, о котором все забыли. Хотя требовался миллион единиц, даже этого количества могло хватить, чтобы замедлить распространение эпидемии и выиграть время до прибытия остальной сыворотки. В конечном итоге так и произошло.

Флаконы с антитоксином, тщательно укутанные в одеяла для защиты от замерзания при транспортировке, были помещены в специальные контейнеры и отправлены в Ненану. Это был ближайший доступный город, расположенный в 1085 километрах от Нома, откуда почту доставляли собачьими упряжками.

В кратчайшие сроки была организована гонка на собачьих упряжках до Нома. Каюры, сменяя друг друга, передавали «эстафетную палочку» — контейнер с сывороткой, весом чуть более девяти килограммов.

Первым стартовал Дикий Билл (Уильям Шэннон) с вожаком упряжки по кличке Блэки. В тяжелейших условиях он преодолел 84 километра, в тот момент температура опустилась до −52°C из-за сильного ветра. Сам он получил серьезные обморожения, три собаки погибли.

Всего в эстафете участвовали 20 каюров, преодолевших за 5,5 дней 1084 километра. Во время беспрецедентной гонки многие получили обморожения, несколько собак умерли. Среди каюров был человек с русской фамилией — Генри Иванофф. Ему суждено было сыграть ключевую роль в эстафете. Его встреча с м каюром Леонардом Сеппал едва не сорвалась.

Собаки Иваноффа столкнулись с северным оленем, запутавшись в упряже. В результате произошла задержка, но по счастливой случайности его пути пересеклись с Сеппалой в снежной пустыне. Они чуть не проехали мимо друг друга, но Иванофф, заметив другую упряжку в метели, закричал: «Сыворотка! Сыворотка! Она у меня!».

Этап Сеппалы был одним из самых трудных и протяженных. Его упряжка во главе с сибирским хаски Того, считавшимся выдающейся собакой, преодолела 146 километров. Остальные прошли не более 85 километров.

Главные лавры достались каюру Гуннару Каасену и другому сибирскому хаски по кличке Балто. Именно его команда была последней в эстафете, и именно она доставила драгоценный груз непосредственно жителям Нома. В благодарность псу Балто был установлен памятник в Центральном парке Нью-Йорка.

Не забыли и про Того. Собака получила золотую медаль из рук знаменитого полярника Руаля Амундсена. Пес внес значительный вклад в передачу своих генов другим ездовым собакам.

Автор: Елена БЫСТРОВА