Врач Чеботарева: Интеллект обусловлен и генами, и влиянием внешнего мира

Владимир Федоренко / РИА Новости
Наследственность играет важную роль в формировании интеллекта. Однако его развитие в значительной степени определяется влиянием внешнего мира. Об этом пишет «Газета.Ru», ссылаясь на слова Анастасии Чеботаревой, генетика из центра Genotek.
Специалист подчеркнула, что, в отличие от таких признаков, как разрез глаз или форма носа, интеллектуальные способности не наследуются по простой схеме. Этот процесс скорее напоминает создание сложного музыкального произведения, где множество генетических «инструментов» вступают во взаимодействие не только друг с другом, но и с условиями окружающей среды, включая полученное образование и социальные контакты.
Чеботарева обозначила три ключевые разновидности интеллекта: общий, вербальный и невербальный. Вербальный интеллект отвечает за мастерское владение речью для коммуникации и формулирования идей. Общий интеллект объединяет способности к усвоению знаний, анализу ситуаций и принятию решений. Невербальный интеллект связан с интерпретацией зрительных образов и сенсорных данных. Наиболее тесную связь с наследственностью, по словам эксперта, демонстрирует вербальный интеллект.
Со слов врача, масштабное исследование с участием почти 453 тысяч человек подтвердило, что уровень вербальных способностей можно предсказать на основе генетической информации с большей точностью, чем другие типы интеллекта. Это позволяет предположить, что склонность к языкам чаще передается от родителей. Данный факт также объясняется социальным поведением. Индивиды неосознанно тяготеют к партнерам с близким складом мышления, а речь для большинства остается главным каналом коммуникации.
Как отметила генетик, в вопросах интеллекта мы наблюдаем тесное сплетение врожденных задатков и внешних воздействий. Порой границу между этими двумя составляющими провести крайне сложно.
Чеботарева привела пример, что индивидуумы с генетической склонностью к высокому интеллекту часто сами выбирают среду, которая стимулирует умственную деятельность, создавая тем самым позитивный цикл для развития их потенциала. Таким образом, гены задают основу, но решающую роль в раскрытии способностей может сыграть окружающий мир.
