Специалисты «ППР» рассказали, как отстоять свои права при отмене авиарейса

ЮФ
Со стороны россиян все чаще поступают вопросы о правах в случае отмены рейсов по причинам, от них не зависящим. Менеджер продукта «Командировки» Ирина Деревянко и юрист компании «Передовые Платежные Решения» Ирина Березуцкая в беседе с «Южным Федеральным» рассказали, как быть в таких ситуациях, на что можно рассчитывать и как отстоять свои права.
Это лето запомнится путешественникам повышенным стрессом и сомнениями: улетит ли их рейс в назначенный день и час или нет. Причины, провоцирующие задержки и отмены рейсов могут быть разными:
- ливни
- атаки хакеров и беспилотников
- ошибки авиакомпаний и многие другие
Как следствие - коллапсы в аэропортах по всей стране, вынуждающие туристов задуматься: стоит ли вообще покупать билет, если нет гарантий, что вылет состоится. Ведь билеты стоят недешево, а потерять деньги не входит ни в чьи планы.
Билеты покупать можно, даже такие, у которых в условиях тарифа указано, что сдать билет можно только со штрафом или «возврат не разрешен». Согласно ч. 2 ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, в случае вынужденного отказа пассажира от перевозки ввиду отмены рейса авиакомпанией, последний имеет право на полный возврат стоимости любого авиабилета.
В России права пассажиров регулируются: Воздушным кодексом РФ, Федеральными авиационными правилами (ФАП) «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», а также Законом «О защите прав потребителей».
Даже если билет был куплен по невозвратному тарифу, пассажир имеет право на компенсацию в случае отмены рейса. Алгоритм действий в случае отмены рейса подразумевает ряд пунктов.
1. Не сдавайте билет сразу – узнайте у авиакомпании о вариантах перелета. Возможно, вам предложат подходящую альтернативу: рейс через несколько часов или с пересадкой.
2. Требуйте письменный документ об отмене с указанием причины.
3. Оформляйте возврат оплаченной суммы за билет, если альтернативы не подошли или их не предложили.
4. Фиксируйте все расходы (если пришлось ночевать – сохраняйте чеки).
Эксперты остановились подробно на третьем пункте: как же оформить возврат? И на какую сумму можно рассчитывать? Сперва следует обратиться в авиакомпанию онлайн через сайт, на горячую линию или на стойку в аэропорту. Если билет приобретался через онлайн сервис, следует обратиться на горячую линию. Часто контакты авиакомпании или агентства указаны на самом билете.
Далее следует сообщить, что вам необходим вынужденный возврат в связи с отменой рейса. Сотрудник увидит в системе бронирования, что ваш рейс был отменен, и оформит возврат денежных средств.
Неважно, по какому тарифу приобретался билет, какие штрафные санкции указаны в условиях тарифа и какова причина отмены рейса. Погода, хакеры, угроза безопасности или ошибка авиакомпании – в случае отмены рейса пассажиру должна быть полностью компенсирована стоимость его авиабилета.
Возврат денежных средств должен быть осуществлен в течение 10 дней (ч. 1 ст. 31 Закона «О защите прав потребителей»). Если авиакомпания не возвращает деньги по запросу, рекомендуется оформить официальную жалобу. Срок рассмотрения такой жалобы – 10 дней. Если возврат не был выполнен или если вам отказывают в оформлении возврата, следует обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Надзорный орган рассмотрит жалобу в адрес российской и иностранной авиакомпаний, которые осуществляют как внутренние, так и международные рейсы.
В случае, если меры не помогут, пассажир вправе подать на авиакомпанию в суд.
Следует обратить внимание на то, что даже если авиабилет оформлен по самому дешевому тарифу и в нем указано, что возврат по нему не разрешен, это правило теряет силу в случае форс-мажора, когда рейс отменяет авиакомпания или аэропорт.
Невозвратный билет - не равно «никакого возврата». В случае отмены рейса по любой внешней причине пассажир имеет право на стопроцентную компенсацию за купленный билет.